Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
(Русская былина)
…Рассердился Илья да поразгневался,
Выходил он на широкий двор,
Тугой лук разрывчатый натягивал,
Калены стрелы да он налаживал;
Он начал по городу похаживать,
На Божьи церкви да он постреливать.
А с церквей-то он кресты повыломал…
Золоты он маковки повыстрелил
С колоколов языки-то он повыдергал.
Заходил Илья в дома питейные
Говорил Илья да таковы слова:
"Выходите-ка, голь кабацкие,
А на ту площадь на стрелецкую,
Подбирайте-ка маковки да золоченые,
Подбирайте-ка вы кресты серебряны,
А несите-ка в дома питейные"
Волхв
Журнал Венедов №20 Стр. 17
- Итак, по понятиям людей Древней Руси, Боги во внешних и внутренних войнах оказывали активную помощь и поддержку своим приверженцам. Поэтому воюющие стороны, чтобы пресечь активную деятельность Богов из враждебного лагеря, стремились разрушить алтари и святилища противника, в описываемых выше случаях – церкви и монастыри. О том, что эти нравы не книжные, а идущие из глубин народного сознания, можно судить по русскому героическому эпосу.В былинах о столкновении Ильи Муромца с князем Владимиром также имеются характерные сцены. Илья в гневе великом стреляет из лука, сбивает золотые церковные кресты, валит маковки, выдергивает колокольные языкии на добытые таким образом богатства устраивает пир для голей кабацких.
Сам же пир таит опасность, грозящую Владимиру, поскольку на нем Илья обнаруживает намерение сместить князя. Примечательно в этой связи, что,стреляя по церквам и княжеским палатам, Илья не только добывает золотос целью устройства пира, но и ломает те части культовых сооружений и княжеских палат, разрушение которых в магических представлениях означает гибель церковного храма или дома.
И в то же время на христианском сайте читаем: Любопытно,что на пирах князя Владимира Илья Муромец часто буйствовал и спорил с князем, за что попадал в темницу. Однажды он так рассердился на Владимира Красно Солнышко, что из своего лука булатными стрелами сбивал маковки с церквей киевских. Тут проглядывает мотив неукротимой вольницы души русской, не склонной подчиняться власти, если та несправедлива.Также выражено неоднозначное отношение к ранней церкви на Руси. http://v-svjatogor.narod.ru/16/16IliyaMurom.html
И в то же время на христианском сайте читаем: Любопытно,что на пирах князя Владимира Илья Муромец часто буйствовал и спорил с князем, за что попадал в темницу. Однажды он так рассердился на Владимира Красно Солнышко, что из своего лука булатными стрелами сбивал маковки с церквей киевских. Тут проглядывает мотив неукротимой вольницы души русской, не склонной подчиняться власти, если та несправедлива.Также выражено неоднозначное отношение к ранней церкви на Руси. http://v-svjatogor.narod.ru/16/16IliyaMurom.html
Из подвигов Ильи Муромца мы отметим - победа над Соловьём-разбойником,который диким свистом и шипением змеиным перекрыл дороги на Киев,победу над Идолищем Поганым, которое пожирало и плоды трудов и людей, и потребовало "поединщика" у князя, а убил его Илья "шляпкой земли греческой", т.к. забыл взять с собой на битву булаву, а сабля не брала Идолище. В "шляпке земли греческой" тоже тайна - воздействие на ИдолищеПоганое некоей таинственной силой той земли, откуда Русь получилаХристианство. Илья Муромец победил Жидовина Проклятого,т.е. Хазар.
Это царство было под властью иудеев-левитов, а хазары были простыми исполнителями их злой воли. Так долго, больше тысячи лет,длится это противостояние Руси Святой и Жидовина Проклятого.
Илья Муромец победил и Тугарина Змеиновича и Змея Горыныча, что означало степняков: половцев, печенегов и татар(это новое "прочтение" былины состоялось после "погибели Земли Русской" в татарщину).
Однако первоначальное значение былины было буквальным - Илья Муромец бился с мифическими Змеями Огнедышащими.
Илья Муромец победил и Тугарина Змеиновича и Змея Горыныча, что означало степняков: половцев, печенегов и татар(это новое "прочтение" былины состоялось после "погибели Земли Русской" в татарщину).
Однако первоначальное значение былины было буквальным - Илья Муромец бился с мифическими Змеями Огнедышащими.
К 988 году Илья Муромецбыл в возрасте 50-60 лет, потому как в былинах "он всегда стар,изображается седым, с развевающейся по ветру белой бородой" /3/. Крометого, он старше Добрыни Никитича, который приходится дядей князю Владимиру. То есть Илья Муромец родился задолго до того как христианство было введено на Руси. Да и как дед Ильи, лет за сто до крещения, мог быть назван именем Тимофей - "чтец божий"? И это-то в языческой Руси?...
...Закрадывается мысль, что история была несколько другой; и таким образом оказывается, что Соловей-разбойник защищал Русь от экспансионистских устремлений киевского князя и его сподручных, однако им, руками Ильи Муромца и других богатырей удалось прорваться на Святую Русь и покорить ее. Да так покорить,что до сих пор, искаженная ими история русского народа почитается нами за истинную.http://liga-ivanovo.narod.ru/osen03-7.htm
И интересно, почему сохранилась "народная мысль, не допускающая толкования Ильи как храмостроителя". Это видно в тех былинах, где Илья в гневе на киевского князя, сбивает стрелами маковки христианскихцерквей.Фрагмент из книги Анатолия Доронина «Художник К. Васильев» - (М., 1985)Это обстоятельство подвигнуло Васильева на создание четырех картин об ИльеМуромце. В одной из них, написанной маслом, Илья, разгневанный тем, что великий князь Владимир больше жалует князей, да бояр, чем богатырей, в гневе сшибает с церквей маковки, да крест и кресты. Видимо, народ через образ своего заступника-богатыря выражал недовольство действиями князяВладимира, напрямую связывая всякие новые веяния с активным насаждением непривычного в ту пору христианства.О картине Васильева Илья Муромец сшибает церковные маковки.viewtopic.php?f=8&t=18&p=8726
Неизвестная картина К.Васильева.
Эту картину Константина Васильева не найдешь в его альбомах, изданных Дорониным, не встретишь и в интернетподборках. Ее нет ни на стенах казанского музея художника, как не было на стенах погибшего московского музея. Только черно-белая прорисовка картины, перепечатанная из книги Емельянова "Десионизация", сделанная не то самим Емельяновым, не то рукопашником Беловым, сиротливо скитается из издания в издание, с сайтана сайт, и выглядит, понятно, весьма убого по сравнению с полноцветными картинами Мастера. Христиане на своих форумах уже договорились до того,что "картину выдумали неоязычники...
Константин Васильев "Илья Муромец, стреляющий по церквям"
И он берет-то как свой тугой лук разрывчатой,
А он стрелочки берет каленые,
Выходил Илья он да на Киев-град,
И по граду Киеву стал он похаживать
И на матушки божьи церкви погуливать,
На церквах-то он кресты вси да повыломал,
Маковки он золочены все повыстрелял,
Текст сей записан славянофилом Киреевским. Это к тому, что «Святым» же Илья начал писаться только к XVII веку. До того момента никому в голову не приходило человека с таким послужным списком вносить в церковный реестр. Само по себе приписывание христианства тем, в ком его и в помине нет – это черта достаточно известная.
К слову, таким образом работают над увеличением числа паствы мормоны. Я же наблюдал самый дикий случай ПМГ с подобным эффектом когда в 2008 году пришёл накакой-то митинг на Славянскую площадь и увидел продавца церковной литературой, среди которой была книжка, на обложке которой была икона…Святослава. На недоумённый вопрос к продавцу был получен ответ: вы ничего не понимаете, на самом деле он был настоящим христианином!
Вопросов не задавал больше.
Ф. И. Буслаев, утверждал, что былинный эпос не помнит крещения, а Владимира «изображает даже скорее язычником». «В эпическом типе Ильи Муромца много великих доблестей идеального героя, но все они объясняются с точки зрения общих законов нравственности. Собственно христианских добродетелей в этом герое народне воспевает».
Реплики вроде «постоять за веру православную… ради церквей-монастырей» в устах богатырей и особенно Ильи Буслаев называет«тирадами новейшего изделия», каковые «противоречат его поступкам,которые с точки зрения православия должны казаться святотатством»
источник: Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж:Центрально-черноземное книжное издательство, 1987. С. 99.
Буслаев- дореволюционный русский ученый, специалист по фольклору (и былинам в частности) с мировым именем, родившийся и умерший в православнойроссийской империи. источник
Илья Муромец сердится, 1974 г. Картина находится в музее г. Коломна. фото картины на стене http://img12.imageshost.ru/
Другие картины К Васильева http://www.velesova-sloboda.org/album/k ... ilyev.
html viewtopic.php?f=14&t=53Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий